Под знаком Гнесинского дома: к юбилею профессора РАМ имени Гнесиных А.В. Малинковской

Dmitry V. Belyak

Аннотация


Статья посвящена деятельности профессора РАМ имени Гнесиных Августе Викторовне Малинковской, которую по праву можно считать одним из хранителей и носителей гнесинских традиций. Унаследовав артистические, педагогические и научные принципы своих учителей — Е.Ф. Гнесиной и А.Д. Алексеева, она способствует их передаче и развитию. Материалом исследования стали научные работы Малинковской (вплоть до самых современных, вышедших в 2022 году), ее воспоминания, а также архивные материалы, предоставленные Мемориальным музеем-квартирой Е.Ф. Гнесиной.

Изучение документов позволило сформировать представление о репертуарных предпочтениях Малинковской во время обучения в ГМПИ имени Гнесиных. В центре ее внимания находились сочинения романтиков, а также отечественных и зарубежных композиторов ХХ века, отличающиеся балансом глубокой концептуальности и виртуозности.

В научных и методических работах Малинковской – «Две художественные концепции романтического пианизма (этюд в творчестве Шопена и Листа)», «“Микрокосмос” Бартока», «Педагогическая концепция Б. Бартока и ее значение для современной музыкальной педагогики: на основе “Микрокосмоса”», «Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема» и других – тонкий аналитический подход сочетается с обобщением личного пианистического опыта. Главная черта ее исследований – практикоориентированность, основанная на единстве педагогики, музыковедения и исполнительства. Этот принцип получает освещение и в многочисленных работах, посвященных осмыслению деятельности своих учителей, феномену гнесинского музыкального образования и его современному состоянию.

Деятельность Августы Викторовны Малинковской сегодня способствует сохранению и неуклонному развитию гнесинских традиций, их передаче молодым поколениям, продолжению истории Гнесинского дома.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Gnesinskij dom. Istorija uchebnyh zavedenij [Gnesin house. History of educational institutions]. Moscow: RAM im. Gnesinyh [Gnesin Russian Academy of Music], 2015.

Elena Fabianovna Gnesina. Vospominanija sovremennikov [Elena Fabianovna Gnesina. Memoirs of contemporaries]. Moscow: Izdatel'skij dom «Praktika» [«Praktika» Publishing House], 2003.

Malinkovskaya A.V. «Kvalifikacija — prepodavatel'»: Gnesinskie tradicii pedagogicheskoj podgotovki studentov v kontekste razvitija otechestvennogo muzykal'nogo obrazovanija [«Qualification — teacher»: Gnesin traditions of pedagogical training of students in the context of the development of national music education]. In: Gnesinskie pedagogicheskie shkoly: istorija i sovremennost'. Sbornik statej po materialam Tret'ej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Gnesin Pedagogical schools: history and modernity. Collection of articles based on the materials of the Third International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Rossijskaja akademija muzyki imeni Gnesinyh [Gnessin Russian Academy of Music»], 2022. Pp. 9–19.

Malinkovskaya A.V. A.D. Alekseev — prepodavatel', nastavnik molodyh uchenyh, dejatel' muzykal'nogo obrazovanija [A.D. Alekseev is a teacher, tutor of young scientists, music education worker]. In: Vestnik kafedry JuNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Bulletin of the UNESCO Chair. Musical art and education]. 2015. 4 (12). Pp. 110–124.

Malinkovskaya A.V. Akademicheskoe muzykal'noe obrazovanie v tradicijah shkoly Gnesinyh [Academic music education in the traditions of the Gnesin School]. In: Vestnik kafedry JuNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Bulletin of the UNESCO Chair. Musical art and education]. 2014. 4 (8). Pp. 9–15.

Malinkovskaya A.V. Dve hudozhestvennye koncepcii romanticheskogo pianizma (jetjud v tvorchestve Shopena i Lista) [Two artistic concepts of romantic pianism (etude in the works of Chopin and Liszt)]. In: Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian Studies in Eastern Siberia and the Far East]. 2012. 2 (18). Pp. 85–90.

Malinkovskaya A.V. Individual'nost' i individual'nyj stil' ispolnitelja kak kategorii teorii ispolnitel'stva i pedagogiki muzykal'nogo obrazovanija [Individuality and individual style of the performer as categories of the theory of performance and pedagogy of music education]. In: Vestnik kafedry JuNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Bulletin of the UNESCO Chair. Musical art and education]. 2017. 4 (20). Pp. 13–27.

Malinkovskaya A.V. Iskusstvo fortepiannogo intonirovanija [The Art of piano intonation]. Moscow: Jurajt [Yurayt], 2020.

Malinkovskaya A.V. Kategorial'naja triada «Stil' — Tvorcheskij metod — Individual'no-tipologicheskij status» kak metodologicheskaja osnova izuchenija iskusstva muzykanta-ispolnitelja [Categorial triad «Style — Creative method — Individual-typological status» as a methodological basis for studying the art of a musician-performer]. In: Vestnik kafedry JuNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Bulletin of the UNESCO Chair. Musical art and education]. 2017. 1 (17). Pp. 13–32.

Malinkovskaya A.V. Nauchnaja shkola A.D. Alekseeva: monograficheskie issledovanija [Scientific school of A.D. Alekseev: monographic research]. In: Vestnik kafedry JuNESKO. Iskusstvo I obrazovanie [Bulletin of the UNESCO Chair. Musical art and education]. 2015. 3 (11). Pp. 108–123.

Malinkovskaya A.V. Nauchno-pedagogicheskaja shkola Aleksandra Dmitrievicha Alekseeva [Scientific and pedagogical school of Alexander D. Alekseev]. In: Zhurnal Obshhestva teorii muzyki [Journal of the Music Theory Society]. 2 (14). 2016. Pp. 14–22.

Malinkovskaya A.V. Fortepianno-ispolnitel'skoe intonirovanie. Istoricheskie ocherki [Piano-performing intonation. Historical essays]. Moscow: Jurajt [Yurayt], 2019.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-3-043-057

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Dmitry V. Belyak

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/