Дорогие друзья!
В 2022 году журналу «Современные проблемы музыкознания» исполняется пять лет – первый небольшой юбилей. Мы рады, что нам удалось сохранить верность идее, легшей в основу издания: публиковать только по-настоящему проблемные и интересные статьи, объединенные общностью тематики. Этот издательский год посвящен отечественным музыковедческим школам, направлениям, выдающимся ученым.
Первые два выпуска связаны с именем Ларисы Львовны Гервер – доктора искусствоведения, профессора кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2021 году Лариса Львовна отметила юбилей личный, а в 2022-м – творческий и педагогический. За 55 лет активной преподавательской и научной деятельности Лариса Львовна создала (совместно с Юлией Константиновной Евдокимовой и Ириной Ивановной Снитковой) авторский курс полифонии для музыковедов, стала научным руководителем десятков дипломных работ и кандидатских диссертаций. Ею написаны две монографии, ставшие заметным событием для отечественной науки, – «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века)» (М, 2001), «Инганно и другие секреты полифонической техники второй половины XVI — начала XVII века» (М., 2018), а также более 100 научных статей, посвященные проблемам старинной музыки, полифонии, истории и теории музыкальной композиции, взаимоотношениям музыки и поэтического текста. Широкую популярность приобрело учебно-игровое пособие «Музыкальные игры Гайдна и Моцарта, или Простой способ сочинять музыку, не зная правил» (М., 2003), созданное ею с опорой на собственные многолетние исследования музыки венских классиков.
Л.Л. Гервер – инициатор одного из крупных регулярных научных проектов РАМ имени Гнесиных – Международной конференции «Техника музыкальной композиции». На протяжении семи лет этот проект объединяет более сотни ученых из разных стран мира, интересующихся проблемами музыкальной формы и методами работы с музыкальным материалом. В 2021 году на конференции была проведена секция «Теория и история музыкальной композиции: к юбилею Ларисы Львовны Гервер». На ней выступили ученые, чьи научные интересы оказались близкими по тематике ее исследованиям, а также многочисленные ученики – студенты и аспиранты, которые сегодня увлеченно продолжают и развивают традиции ее научной школы.
На секции прозвучали следующие доклады:
Табыисова Федосья Васильевна, аспирант, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва; старший преподаватель, кафедра истории и теории музыки, Высшая школа музыки имени В.А. Босикова, Якутск, Россия. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер Лариса Львовна – О регистровой палитре южнонемецких органов эпохи Ренессанса
Верин-Галицкая Алена Дмитриевна, студент V курса, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер
Лариса Львовна – Пафос новизны «Новой Музыки» Дж. Каччини
Панкина Елена Валериевна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра истории музыки, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия – Музыкальные интерпретации «Amor, se vuo’ ch’i’torni al giogo anticho» Петрарки в канцонах Бартоломео Тромбончино, Бернардо Пизано и Себастьяно Фесты
Лыжов Григорий Иванович, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, Россия – «Додекахорд» (1598) Клода Лежена: необычные черты в работе с источником
Гервер Лариса Львовна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия имени Гнесиных, Москва, Россия – О «твердости» твердой поэтической формы, становящейся текстом мадригала
Милка Анатолий Павлович, доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия – Канон BWV 1079/4i
Южак Кира Иосифовна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории музыки Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия – Баховские «четвёрки»
Янкус Алла Ирменовна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки, декан музыковедческого факультета, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. РимскогоКорсакова, Санкт-Петербург, Россия – Имитационная и контрапунктическая структура канонов И.С. Баха BWV 1087
Лебедев Сергей Николаевич, кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Москва – Об одной музыкальной метаморфозе пятисложника
Дискин Кирилл Владимирович, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории русской музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия – Уроки итальянской школы в концерте М. Березовского «Не отвержи мене»
Порфирьева Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, заведующая сектором музыки, Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Россия – Оперная композиция – её тайные силы и знаки
Сниткова Ирина Ивановна, кандидат искусствоведения, профессор, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия имени Гнесиных, Москва, Россия – Музыкальные игры нововенских классиков: Аrs combinatoria Арнольда Шёнберга
Сидорова Елена Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва – О выразительных возможностях стреттной имитации
Шинкарева Майя Изъяславовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва – Формы современной полифонии: к вопросу о стабильном и мобильном в искусстве
Горецкий Андрей Павлович, студент III курса, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Россия, Москва. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер Лариса Львовна – Искусство сочинения фуги для мелодического инструмента
Стрижакова Елена Александровна, соискатель кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Россия, Москва. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер Лариса Львовна – Григорианский хорал в органных соната Жака-Николя Лемменса
Насибулина Наиля Валерьевна, студент III курса, кафедра аналитического музыкознания, Российская академия музыки имени Гнесиных, Россия, Москва. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер Лариса Львовна – Лейтмотив смеха в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»
Лукьянов Антон Валерьевич, соискатель кафедры аналитического музыкознания, Российская Академия музыки имени Гнесиных, Москва. Научный руководитель — доктор искусствоведения Гервер Лариса Львовна – «Иногда приходится “перескакивать” через недающийся “такт”…» к вопросу о творческом процессе Шостаковича
В следующих номерах журнала 2022 года будут опубликованы статьи, посвященные научным школам выдающихся ученых, докторов искусствоведения, профессоров Гнесинской академии Натальи Сергеевны Гуляницкой и Августы Викторовны Малинковской.
Ирина Петровна Сусидко
Весь выпуск
Просмотреть или скачать весь выпуск | full issue |
Содержание
СЛОВО И МУЗЫКА
Elena V. Pankina
|
4-22
|
ТЕХНИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Anatoly P. Milka
|
23-38
|
Kira I. Yuzhak
|
39-77
|
Alla I. Yankus
|
78-104
|
Kirill V. Diskin
|
105-135
|
Irina V. Koposova
|
136-155
|