No 1 (2023)

Contemporary Musicology

DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-1

Дорогие друзья!

Журнал «Современные проблемы музыкознания» перешагнул шестилетний рубеж. С 2017 по 2022 год редакцией выпущено 25 номеров, в которых представлено 145 публикаций на русском и английском языках – в это число вошли, по большей части, научные статьи, отражающие остроактуальные проблемы сегодняшней музыкальной науки, а также переводы зарубежных исследований и интервью с выдающимися учеными. Журнал сотрудничает с десятками ведущих музыковедов России и зарубежья, публикует лучшие работы молодых исследователей. Наше издание неоднократно становилось соучредителем крупных международных конференций и конгрессов, проводившихся в Российской академии музыки имени Гнесиных – таких, как «Музыкальная композиция», «Опера в музыкальном театре: история и современность», «Балет в музыкальном театре: история и современность». С ноября 2022 года журнал вошел в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК).

Мы стремимся продолжать заявленный курс на оперативную публикацию новейших научных материалов в сфере музыкознания. Неизменной остается и традиция объявлять в начале каждого издательского «сезона» две магистральные темы для их глубокого и всестороннего освещения. В 2023 году это балет как синтетический жанр и актуальная музыка.

Балетная тематика стала естественным продолжением идеи Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность» (21–25 ноября 2022 года). Это масштабное мероприятие проводилось в рамках программы «Приоритет 2030» и координировалось Научно-творческим центром по изучению проблем музыкального театра (РАМ имени Гнесиных), организацией его занимался консорциум творческих вузов и научных институтов России. Концепция конференции включала в себя освещение проблем балетного жанра с максимально разных ракурсов – его истории, теории, практики, методологии, реконструкции, критики; обсуждались все компоненты балетного синтеза и новейшие эксперименты в хореографии сегодняшнего дня. Целый ряд статей журнала в 2023 году подготовлен участниками конференции – они начнут публиковаться со второго номера этого года.

Статьи, посвященные актуальной музыке, отражают перманентное внимание современных ученых к музыкальному творчеству рубежа XX–XXI века. В этом году специальное обособление темы в журнале произошло благодаря знаменательной дате – юбилею выдающегося ученого, профессора РАМ имени Гнесиных Натальи Сергеевны Гуляницкой. В течение многих лет активной научно-творческой работы Наталья Сергеевна стала одним из лидеров целого ряда научных направлений в отечественном музыкознании. Особое место среди них заняла современная музыка, проблемы композиционных техник и звуковысотных систем. В первых двух номерах 2023 года мы публикуем статьи, написанные Н.С. Гуляницкой, ее учениками, которые продолжают традиции ее научной школы, а также работы ученых, чьи научные интересы так или иначе пересекаются со сферой ее исследований.

Ирина Петровна Сусидко

Full Issue

View or download the full issue full issue (Русский)

Table of Contents

Musical Content

Natalia S. Gulyanitskaya
5-19

Scientific Schools in Music Studies

Yulia N. Panteleeva
20-42
Vitaly V. Aleev
43-55

Scientific Projects

Tatiana I. Naumenko
56-71

Early Music

Alexei A. Panov, Ivan V. Rosanoff
72-86

Music at the Turn of the 20th-21st Centuries

Tatyana O. Yakovleva
87-102